Невозможно претендовать на высокий экзаменационный балл, не решив задания, расположенные в вариантах экзамена на последних позициях. Эти задания носят явно выраженный нестандартный характер, тем они и отличаются от остальных задач ЕГЭ. Особенно, если говорить о задании № 19, сведения, необходимые для решения которой могут относиться к самым различным разделам школьного курса, построение решения может потребовать нетривиальных идей и методов. Ведь смыслом включения этого задания в состав контрольно-измерительных материалов ЕГЭ является диагностика именно уровня интеллектуального развития учащихся
Рассмотрим, в качестве примера, следующую задачу:
К двузначному числу p слева и справа приписали одну и ту же не равную нулю цифру. В результате получили число q, в k раз больше исходного числа p.
а) могло ли быть k равным 101?
б) могло ли быть k равным 143?
в) найдите наименьшее возможное целое значение k.
г) найдите наибольшее возможное целое значение k.
Выясним, из каких разделов школьного курса будут нужны сведения, чтобы решить это конкретное задание, сколько таких разделов и тем, когда они изучались, а также какими методами придётся воспользоваться, какие идеи понадобятся. И, главное, что за задачи и сколько их нужно было нарешать за весь период обучения, чтобы сформировалось математическое мышление, которое позволило бы справиться с данным заданием.
Читая формулировку этой задачи, уже сразу сталкиваемся с двумя важнейшими математическими понятиями: цифра и число! Вообще-то, это изучается в 1-м классе, однако, некоторые (многие) путают их всю жизнь, или даже совсем не видят между ними разницы. Так что, если для вас нет разницы между цифрами и числами, или, если у вас цифр бесконечное количество, или 143 - это тоже цифра, то не стоит даже читать данную задачу.
Ни у кого из тех, кто посещает математические кружки с самого младшего возраста, такой путаницы возникнуть не может в принципе! При изучении очень многих тем и методов решения задач используются понятия цифры и числа, их связь, их свойства. Вот перечень только некоторых из них.
Признаки делимости (4-5 класс). Помните, число делится на 9 тогда и только тогда, когда сумма его цифр делится на 9. А еще аналогичный признак делимости на 3, и совсем другой признак делимости на 5. На математических кружках еще изучаются признаки делимости на 4, 8, 11, и другие. Скорее, даже не сами признаки делимости, а их применение при решении различных задач. Это и в 5-м классе, и в 6-м (теория остатков), и в 7-м (теория сравнений).
Комбинаторика. Задачи о подсчете количества чисел, которые можно составить из данных цифр, удовлетворяющих определенным условиям. Такие задачи, в зависимости от уровня сложности, встречаются как на математических кружках для второклассников, так и для семи-восьмиклассников.
Перестановки и вычёркивания цифр в числе. Задачи тоже бывают для разных возрастов учащихся. Хотя, правильнее говорить, не для разных возрастов, а для учащихся разного уровня подготовки.
Ладно, с понятиями цифры и числа разобрались. Двигаемся дальше. Дочитаем рассматриваемую задачу пока до пункта а).
Чтобы понять о чём там идёт речь (ещё не о том, что нужно делать, чтобы решить), хорошо бы владеть таким понятием как десятичное представление числа. Двузначное число p записывается как
Если приписать к нему справа и слева по цифре, то получим число
Тогда, условие q=kp, связывающее p и q, будет выглядеть следующим образом:
(1)
Итак, условие задачи, мы представили в виде некоторой математической модели.
А теперь еще раз оцените, что для этого нужно было знать, чем владеть, и сколько времени должно было быть потрачено на тренировки математического мышления, решение тренирующих его (мышление) задач, чтобы оно было к этому подготовлено!
Хорошо, математическая модель есть. А что это? Уравнение? А почему столько много переменных (букв) в нем? А как его решать? Или вообще, что с ним делать? Примерно такая реакция скорее всего будет у обычного школьника. Однако, ему никто и не даст это выражение в готовом виде. А если он его сумел получить сам, то, скорее всего, знает, что можно делать дальше с этим выражением. Или сможет придумать куда и как двигаться дальше.
Прежде, чем приступить к решению пункта а), упростим выражение (1). Для этого нам понадобится умение:
раскрывать скобки;
переносить слагаемые из левой части равенства в правую, и наоборот;
приводить подобные члены;
проводить группировку;
выносить общий множитель за скобки;
и, самое важное, видеть, какие преобразования стоит здесь делать, чтобы получить что-то полезное для дальнейшего продвижения решения.
Сделав все вышеописанные преобразования с выражением (1), получим следующее равенство:
(2)
Но пока всё ещё рано приступать к решению пункта а). Теперь надо вспомнить, что число 1001 - не простое. Именно вспомнить, а не выяснить! Поскольку число 1001 хорошо известно учащимся математических кружков, оно обладает несколькими замечательными свойствами, которые используются в различных задачах. Однако, если не вспоминается, тогда нужно знать (из школьного курса), что числа бывают простыми и составными, и уметь их раскладывать на простые множители (5-6 класс).
Вот теперь, когда мы перепишем равенство (2) в следующем виде, можно приступать к решению пункта а) нашей задачи:
(3)
На самом деле, будем продолжать рассматривать (исследовать) выражение (3), подставив в него значение k=101:
(4)
Далее,
(5)
Следующее действие, сокращение обеих частей равенства на одинаковые множители, это тоже один из разделов школьной математики:
(6)
Перейдем теперь к сути вопроса, задаваемого в пункте а), как, собственно, и в пункте б). С математической точки зрения это не очень-то простой вопрос. Довольно трудно определить к какому разделу школьной математики надо обратиться, чтобы понять, что же здесь хотят. Скорее, это относится к общему математическому воспитанию, математической культуре, которые познаются в течение всего обучения.
И, если разобраться, то можно всё поставить на свои места.
Вопрос в пунктах а) и б) нашей задачи—«могло ли быть»: какие вообще варианты ответа есть на этот вопрос? Очевидно, или «Да, могло», или «Нет, не могло». Что мы должны сделать, если правильный ответ—«Да, могло»? А просто привести конкретный пример, мол, вот вам два числа, для них условие выполняется, значит, могло.
А если правильный ответ—«Нет, не могло», что нужно тогда? А в этом случае одного примера будет мало. И даже нескольких примеров будет мало. Нужно какое-то строгое обоснование - доказательство. Понимание, именно этого, кстати, больше всего вызывает затруднение у некоторых учащихся.
Вернемся к решению пункта а). Чтобы понять «могло» или «не могло», нужно проделать некоторый перебор возможных значений цифр a, b и c (а это цифры! не забыли?) в равенстве (6). «Разумный перебор», «полный перебор» - тоже, кстати, не тривиальные, но полезные методы, без которых бывает трудно обойтись. А здесь, в этой задаче, первая же подстановка a=b=c=1 сразу подходит. То есть, ответ - да, могло. Например, p=11, q=1111, 1111=101*11.
Конечно же, числа из этого примера можно было просто угадать, и сделав проверку 1111=101*11, ответить «Да, могло». Однако, такой подход, не позволит продвинуться при решении остальных пунктов данной задачи.
В пункте б) как раз ответ «Нет, не могло». Но это выясняется не пробами рассмотреть какие-нибудь примеры. Вернёмся к выражению (3), подставим в него значение k=143, то есть начнём решать также, как мы это делали при решении пункта а):
(7)
Поделим обе части последнего равенства на 7:
(8)
Теперь в выражении (8) мы видим, что правая часть содержит множитель 19, который является простым числом. Тогда нужно понимать, что левая часть этого равенства должна делиться на 19. Но 11 и 13, очевидно, не делятся на 19, множитель с тоже не делится на 19, так как это цифра. То есть, получается, что левая часть равенства не делится на 19, а правая - делится. Значит, это неверное равенство, такое невозможно.
Постановка вопросов, сформулированных в пунктах в) и г), требует не только указать наибольшее и наименьшее возможные значения k, но и сопроводить это доказательством. Идеи, которые помогут закончить решение нашей задачи, уже были выдвинуты, опробованы при решении пунктов а) и б). Отталкиваться здесь нужно опять от выражения (3), использовать идеи делимости обеих частей равенства на одно и тоже число, а также то, что a, b и с - это цифры. Методом перебора вариантов, лучше разумного перебора, так как это сильно сокращает решение, а также время, потраченное на это решение, приходим к правильному ответу. Грамотное описание этого перебора и будет нужным доказательством.
А теперь еще раз окинем взглядом всё решение. Вроде, ничего сверхестественного здесь не видно, всё это в той или иной степени изучается на уроках математики. Но посмотрите, сколько всего должно было соединиться в нужный момент.
И это ведь только для одной из возможных задач.
А их тематика, повторимся, весьма разнообразна. Они могут быть и про арифметические прогрессии (Задача 2), и про средние величины (Задача 3), и с элементами геометрии (Задача 4), и с элементами теории множеств (Задача 5), и много-много про что ещё.